Обзор законодательства

1 сентября 2014

Правительство внесло в ГД законопроект о защите прав юрлиц при привлечении к админответственности

Документ предусматривает поправки в КоАП, позволяющие устанавливать административные штрафы ниже низшего предела

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на защиту прав юридических лиц при их привлечении к административной ответственности. Соответствующее распоряжение, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, опубликовано на сайте кабмина.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан Минюстом в целях реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П.

Постановлением признаны не соответствующими Конституции России положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими правонарушения.

Эти положения во взаимосвязи с закрепленными КоАП общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также другие имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.

В целях реализации этих положений постановления законопроектом закрепляются в КоАП нормы, позволяющие судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, назначать юридическим лицам административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, указанного в санкции применяемой статьи КоАП.

При этом законопроектом предусмотрено установление предельного размера административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его снижение не допускается.

Реализация закона позволит обеспечить защиту прав юридических лиц при их привлечении к административной ответственности.

Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 21 августа 2014 года.

 

Общественная палата предлагает вовлекать бизнес в создание рабочих мест для пожилых людей

В организации отмечают, что в социальной сфере задействовано менее 1% предпринимателей

Организовать биржу труда для пенсионеров и вовлекать бизнес в создание рабочих мест для пожилых людей предлагает Общественная палата (ОП) РФ. «Меньше одного процента бизнеса задействовано в социальной сфере. Государство могло бы поддерживать предпринимателей, которые дают рабочие места пожилым людям, например, льготным налогообложением», - заявил председатель Комиссии ОП по социальной поддержке граждан и качеству жизни Владимир Слепак во время круглого стола, посвященного итогам Госсовета по вопросам развития системы социальной защиты.

По мнению члена ОП Ляйлы Амерхановой, биржа труда для пенсионеров была бы очень востребована и в Ингушетии. Она подчеркнула, что обязательно озвучит эту идею в республике.

Член ОП Людмила Виноградова, в свою очередь, высказала беспокойство в связи с принятием нового закона об основах социального обслуживания граждан, который вступает в силу с первого января. Эксперт напомнила, что теперь финансирование на соцобслуживание будет выделяться из региональных бюджетов. «Получается, более бедные регионы не смогут реализовывать некоторые программы и поддерживать пенсионеров», — пояснила Виноградова.

Владимир Слепак отметил, что центры социальной защиты должны иметь при себе специальные кабинеты для реабилитации и занятий спортом, в этих же центрах пенсионерам могла бы оказываться бесплатная юридическая помощь.

Директор Департамента демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России Светлана Петрова отметила, что все предложения и рекомендации экспертов, озвученные во время круглого стола, обязательно будут учтены в будущей Стратегии.

По итогам обсуждения была создана специальная рабочая группа, которая соберет информацию об основных проблемах в сфере соцзащиты в регионах и постарается довести ее до руководителей всех профильных ведомств.

 

Частные пенсии освободят от налога

Корпоративные пенсии могут быть освобождены от уплаты подоходного налога, сообщила вице-премьер РФ Ольга Голодец. Подготовленный Минтрудом законопроект на эту тему предполагает установить для таких выплат налоговый вычет в размере двух прожиточных минимумов пенсионера. Если ведомству удастся переубедить пока возражающий против новой льготы Минфин, получатели негосударственных пенсий смогут экономить на налоге порядка 6-8 тыс. руб. в год.

Законопроект, который обнулит налог c пенсий, выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами (НПФ) в рамках корпоративных пенсионных систем, готовится сейчас правительством, сообщила вице-премьер РФ Ольга Голодец. По ее словам, "негосударственную пенсию нужно поставить в один ряд с государственной с точки зрения налогообложения".

По законодательству негосударственные пенсии облагаются налогом на доходы физических лиц, в случае если договор с НПФ был заключен не самим клиентом, а его работодателем (на такие договора сейчас приходится основная часть выплат). Законопроект, готовящийся Минтрудом с 2013 года (см. "Ъ" от 5 августа 2013 года), предполагает установить налоговый вычет для таких корпоративных пенсий в размере двух прожиточных минимумов пенсионера. На первый квартал 2014 года этот минимум составлял 6,3 тыс. руб.— соответственно, от налогообложения могут быть освобождены выплаты пенсий суммой до 12,6 тыс. руб.

Это заметно выше среднего размера частной пенсии, который, по данным Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ), в 2013 году был равен 4-5 тыс. руб. Всего, по данным НАПФ, в 2013 году участниками программ негосударственного пенсионного страхования являлось около 7 млн человек. Из них 1,5 млн уже получали выплаты. При 13-процентной ставке НДФЛ они уплачивали в госказну 6 тыс.— 8 тыс. руб. в год. Таким образом, предлагаемая отмена налога могла бы привести к выпадению доходов региональных бюджетов (в которые поступает НДФЛ) на сумму порядка 10 млрд руб. в год.

Именно это обстоятельство пока не позволяет Минтруду заручиться согласием Белого дома на свою инициативу. Как сообщили "Ъ" в пресс-службе ведомства, рассмотрение направленного в правительство в 2013 году варианта документа по настоянию Минфина было отложено. Сейчас социальный блок надеется, что ведомство Антона Силуанова изменит свое мнение и все же согласится с новой льготой. Помощник госпожи Голодец Алексей Левченко считает, что выпадающие доходы некритичны для бюджета, в то время как стимулирование добровольного пенсионного страхования может положительно повлиять на экономику в целом. В аппарате вице-премьера надеются, что позиция Минфина изменится и в связи с новым этапом дискуссии по пенсионной реформе. Напомним, к середине сентября правительство должно определиться с судьбой накопительного компонента системы. В случае отказа от его использования Минфин получит возможность ежегодно экономить несколько сот миллиардов рублей на трансфертах Пенсионному фонду.

Учитывая, что вопрос о налогообложении заново поднят именно в ходе этой дискуссии, речь, вероятно, идет о попытке социального блока оценить возможность компенсации отмены накопительного компонента развитием добровольной пенсионной системы. Впрочем, по мнению экспертов, предлагаемая Минтрудом точечная льгота вряд ли способна изменить ситуацию на рынке. По словам советника президента НАПФ Валерия Виноградова, в нынешних экономических условиях компании не в состоянии выделять свободные средства для создания корпоративных пенсионных программ и изменение режима налогообложения мало что изменит.

 

Правительство утвердило Концепцию государственной семейной политики в России до 2025 года

Вице-премьер России Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 25 августа 2014 г. №1618-р, которым утверждается Концепция разработанная в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей. Об этом информирует пресс-служба правительства РФ.

Главные цели Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 г. заключаются в следующем:

•             поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни;

•             создание необходимых условий для выполнения семьёй её функций;

•             повышение качества жизни семей;

•             обеспечение прав членов семьи в процессе её общественного развития.

Основные задачи Концепции:

•             развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;

•             развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;

•             создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

•             развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья её членов;

•             повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

•             содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;

•             обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;

•             профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;

•             повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлечёнными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правительство предполагает реализовать Концепцию в два этапа, с 2015–2018 – гг. первый этап, 2019–2025 гг. – второй.

Благодаря Концепции планируется уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте Федерации.

Так же реализация документа сократит число неработающих родителей, увеличит численность детей в возрасте до трёх лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу и много другое.

Мероприятия Концепции планируется реализовывать в рамках средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов, предусмотренных на реализацию мероприятий по социальной поддержке семьи, материнства и детства.

 

В Закон об образовании вносятся изменения

Правительство внесло на рассмотрение Государственной Думы проект закона «О внесении изменения в статью 96 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Законопроект подготовлен в соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Изменения затрагивают порядок аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров.

По действующему Закону об образовании, учебные организации могут получать общественную и общественно-профессиональную аккредитацию своих программ. Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" введен институт независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. В связи с этим соответствующие изменения внесены в Закон об образовании, определены участники системы независимой оценки качества образовательной деятельности, порядок проведения и учета её результатов органами государственной власти, а также порядок контроля за выполнением установленных процедур оценки.

С учетом дублирования функций законопроектом предлагается статью 96 Закона об образовании изложить в новой редакции. Для повышения качества профобразования, в том числе рабочих кадров, законопроектом уточняется круг организаций, которые могут проводить профессионально-общественную аккредитацию, определяется перечень обязательных требований к содержанию порядка ее проведения, срока действия аккредитации, основания лишения аккредитации и другие.

Кроме этого, законопроектом предусматривается обязанность организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию, размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет соответствующую информацию. В целях доведения до сведения потребителей услуг об организациях, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию, законопроектом устанавливается, что, начиная с 2016 года, федеральным органом исполнительной власти должен формироваться и вестись перечень аккредитующих организаций в порядке, установленном Правительством.

«Принятие законопроекта создаст условия для активизации процесса профессионально-общественной аккредитации», - говорится в пояснительной записке. А также не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов и изменения или принятия других федеральных законов.

Законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по образованию для предварительного рассмотрения.

 

Декларация по НДС полностью обновится

Главбухам предстоит заполнять совершенно новую налоговую декларацию по НДС. Разработанный ФНС России бланк декларации сильно отличается от действующего, но еще есть время, чтобы подготовиться к изменениям: новый отчет впервые надо будет сдавать за первый квартал 2015 года.

Проект нового бланка декларации по НДС обсуждался на regulation.gov.ru. У коллег было много замечаний по поводу обновленной формы, 12 августа ФНС России ответила на все вопросы и опубликовала доработанный вариант. Как рассказали «УНП» в налоговой службе, приказ еще надо согласовать с Минфином, но сама форма декларации не изменится. Осенью документ планируют передать в Минюст. Новую декларацию по НДС впервые надо будет сдавать за первый квартал 2015 года, а в третьем и четвертом кварталах 2014 года форма останется прежней.

Новая декларация необходима в связи с тем, что компании с 2015 года обязаны будут включать в отчет сведения из книг покупок и книг продаж. Поэтому появятся новые разделы декларации по НДС, в которых потребуется отражать данные о каждом полученном и выставленном счете-фактуре: его номер, дату, сумму покупок (продаж) и налога, ИНН/КПП продавца (покупателя) и т. д. На каждый полученный счет-фактуру надо будет заполнять два листа декларации, на каждый выданный – три. Это больше всего обеспокоило коллег   декларация будет достигать десятков тысяч листов. Ее невозможно будет распечатать, и она не пройдет по каналам связи иначе как по частям из-за ограничений по объему файла. Но ФНС России считает, что объем декларации по НДС неважен, если ее подают только в электронном виде, а чтобы декларацию можно было отправить по интернету за один раз, служба снимет ограничения по объему передаваемой информации.

Получив новые декларации, инспекторы смогут сравнить вычеты НДС у покупателей и реализацию у продавцов по каждому счету-фактуре. Из-за того, что контрагенты могут отражать операции в разных периодах, возникнет множество расхождений. Но ФНС России разрабатывает программу, которая сможет сопоставить данные в разных кварталах.

В форме декларации НДС много других изменений. Например, в отчете появятся разделы для посредников и для компаний на упрощенке, которые выставили счет-фактуру. Как только приказ будет подписан и зарегистрирован в Минюсте, мы подробно расскажем о них в «УНП».

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
1
сентября
2014
Учредители агентства