Обзор законодательства

12 августа 2014

План возврата готов

Законопроект о совершенствовании налогообложения компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, до конца августа рассмотрит правительство и внесет в Государственную Думу. Об этом заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на совещании у президента РФ Владимира Путина. Планируется, что документ будет принят в осеннюю сессию.

Законопроект предусматривает, что все доходы, которые получают российские налоговые резиденты, будут облагаться налогами по российским законам. Силуанов напомнил, что со многими государствами у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти документы предусматривают освобождение от уплаты налогов, которые уже были выплачены в другой стране. "Предприниматели пользуются этим, причем, не раскрывая информацию, в пользу кого распределяется прибыль, и насколько обоснованно происходит использование этих льгот", - заявил министр. По его словам, ситуацию необходимо менять. Резидентам, которые претендуют на освобождение от уплаты налогов, придется раскрыть конечных бенефициаров. В Россию поступают большие объемы инвестиций из офшоров. "Обратно туда возвращаются проценты, дивиденды, роялти, которые не подлежат налогообложению по соглашениям об избежании двойного налогообложения", - говорит Силуанов. На самом деле часто инвестиции зарубежных компаний оказываются деньгами российских компаний, которые были выведены в офшоры и возвращены под видом инвестиций. А плата за их использование - вывод доходов из-под российского налогообложения. За год на Кипр и в Нидерланды уходит по 50 млрд долларов. По оценкам министра, примерно половина этих денег является доходом, принадлежащим российским налоговым резидентам. "Мы могли бы получить порядка 30 млрд рублей дополнительных доходов в бюджет", - считает потери государства министр.

Эксперты оценивают предложения минфина положительно, но не ждут скорых высокодоходных для бюджета результатов. "Эта инициатива может стать первым шагом в комплексе мер по деофшоризации. Чтобы вернуть российские деньги из офшоров в российскую экономику, нужно не только затруднить их уход туда, но и сделать его невыгодным. Так, например, далеко не все предприниматели используют офшоры для уменьшения налогов. Многие просто защищают с помощью них свою собственность от рейдерства и "закошмаривания" бизнеса. Поэтому нужно улучшить механизмы защиты и сохранности собственности и бизнеса в целом. Кроме того, нужно реформировать судебную систему, чтобы бизнесмены могли быстро и эффективно защитить свои права, а не тратить на это годы. Также нужно работать на снижение уровня коррупции и административных барьеров для бизнеса, уменьшать налоговую нагрузку, создавать интересные и выгодные инвестиционные проекты, которые гарантируют заинтересованность и отдачу со стороны государства", - считает Антон Соничев, адвокат компании "Налоговик".

Негативные отзывы экспертов на предложения минфина основаны на том, что контролирующие органы не пользуются теми инструментами возврата выведенных доходов, которые есть у них в арсенале. "Наши контролирующие органы еще не научились использовать уже имеющиеся у них инструменты по получению информации у иностранных юрисдикций. Поэтому введение еще одного "антиофшорного" закона вряд ли кардинально изменит ситуацию. А надеяться на то, что предприниматели пойдут добровольно раскрывать информацию о своем участии в иностранных организациях, не стоит. Такой закон, скорее, заставит задуматься владельцев российского бизнеса, использующих иностранные юрисдикции, сменить свое подданство", - говорит Александр Вотинцев, координатор Свердловского регионального отделения Палаты налоговых консультантов.

Проблема состоит еще и в менталитете российского бизнеса. Налоги воспринимаются руководителями компаний как безвозмездный отъем денег в пользу государства. При этом доходность российского бизнеса высока, поэтому многие уверены, что зарабатывать деньги хорошо в России, а хранить - за ее пределами. "Если в России до сих пор видят возможность заработать и до сих пор вкладывают в экономику страны, то со сбережением средств в России есть проблемы. Из-за этого мы и наблюдаем отток капитала. Уплата налогов оценивается прежде всего с точки зрения оставшегося после их оплаты остатка. Если его можно признать достойным с учетом осуществленных трудов и вложений, уплата налога никак не повлияет на приток капитала. Но это не гарантирует, что Россия будет выбрана для хранения заработанного. На это оказывают воздействие другие факторы", - говорит управляющий партнер юридической фирмы "Альянс/Тесситоре, Кузнецов и Петрова" Олег Кузнецов.

Хотя сегодня складывается ситуация, стимулирующая капитал вернуться в страну. Причем это происходит без усилий российских чиновников. "Как показывают последние политико-экономические события, чтобы некоторых россиян заставить выйти из офшоров, не нужно никаких специальных и сложных налогов. Достаточно просто, чтобы другие государства создали угрозу замораживания их средств, находящихся или проходящих через счета в их банках. Но исключение в такой ситуации является, скорее, следствием отсутствия свободы выбора", - считает Олег Кузнецов. Благоприятные условия могут оказаться временным эффектом. После кипрского кризиса эксперты отмечали транзитный характер возврата средств в Россию. То есть офшорные деньги, скорее, "гостили" в стране, пока владельцы не находили им очередную "тихую" гавань. Устранить такие последствия Россия может, только став "тихой" гаванью для своих денег.

 

Ставка остается прежней

Правительство не намерено в ближайшее время увеличивать платеж или отказываться от плоской шкалы подоходного налога. Эта новость порадует предпринимателей. Зарплатные отчисления в России и так велики, и их рост негативно отразится на бизнесе.

О необходимости повышения подоходного налога из-за дефицита бюджета говорил министр финансов Антон Силуанов. Рассматривался вариант повышения налога на доходы физических лиц на 2%. Сейчас этот вопрос перенесен на 2019 год. Однако полностью избежать повышения налогов не удастся.

Но кроме НДФЛ есть множество более удачных идей сбора дополнительных средств в бюджет. Так, специалисты ЦМИ Сбербанка в исследовании "Повышение налогов: сравнение альтернатив" пришли к выводу, что наиболее безопасным способом получения дополнительных доходов является повышение НДС. Активно обсуждается введение налога с продаж в размере 3% с возможностью установления более низкой ставки регионами.

Повышение НДФЛ, напротив экспертами, оценивается как наиболее негативное решение. Например, "ФИНОТДЕЛ" по результатам опроса бизнеса выяснил, что в случае повышения НДФЛ 20% респондентов откажется от повышения официальной заработной платы на своих предприятиях. Еще 15% бизнесменов сократят штат. По мнению аналитиков компании "ФИНОТДЕЛ", при повышении НДФЛ рынок "серых" зарплат может вырасти более чем в 2 раза за 4 года с момента принятия решения.

По данным Росстата, в России сейчас доля работающих "в тени" составляет 19% от общего числа занятых в экономике людей. С принятием решения о повышении НДФЛ этот показатель может достигнуть 40% . "Безусловно, дефицит бюджета проще всего восполнить за счет более менее гарантированных источников. Повышение ставки налога с дохода физических лиц может казаться подобным вариантом. Однако зарплатные налоги, к которым мы относим и НДФЛ, и страховые взносы - бремя работодателя. По этой причине повышение базовой ставки НДФЛ ничего, кроме увеличения "серых" зарплат, не даст", - считает Анастасия Тайшина, эксперт по организационному и налоговому проектированию, координатор Свердловского регионального отделения "Палаты налоговых консультантов".

При этом увеличение налога скажется и на тех компаниях, которые работают "в белую". "В государственных и муниципальных структурах повышенный НДФЛ ляжет на плечи работников, так как в противном случае необходимо повышение зарплат, чего, скорее всего, бюджет себе не позволит. В коммерческих структурах работники будут "торговаться" с работодателями, и чем больше востребован специалист, тем выше вероятность, что повышение ставки НДФЛ на нем никак не скажется, работодатель просто повысит официальную заработную плату и возьмет дополнительные налоги на себя. А у рядовых сотрудников, скорее всего, зарплата уменьшится за счет удержания большей суммы", - говорит Наталья Костина, ведущий юрист компании "Яковлев и партнеры".

Также к негативным последствиям повышения этого налога можно отнести возможный рост цен на услуги самозанятых сотрудников. "Поскольку плательщиками НДФЛ являются не только наемные работники, но и предприниматели, нотариусы, адвокаты, и т.д., можно предположить, что при увеличении НДФЛ стоимость их товаров, работ, услуг возрастет. Предприниматели могут попросту уйти тень, но это произойдет не только из-за повышения НДФЛ, но и введения налога с продаж", - говорит Наталья Костина.

Во многом решение не повышать НДФЛ связано с уроками прошлого. Еще не забылся опыт повышения страховых взносов. "Сегодня сбор и уплата НДФЛ и так оставляют желать лучшего. Меры по увеличению этого налога будут сопоставимы с мерами 2-летней давности по повышению нагрузки на "упрощенцев" и повышению пенсионно-социальных отчислений, когда в массовом порядке стали закрываться ИП и бизнес начал уходить в "тень"", - поясняет Артур Стариков, старший юрист компании "Правовой кабинет". При этом эксперт считает, что повысить НДФЛ можно, но не простым увеличением ставки налога для всех категорий плательщиков. "Идея переработки НДФЛ достаточно часто возникает в информационно-правовом пространстве, основные предложения связаны с введением так называемой прогрессивной шкалы. Реализация повышения налога в таком виде будет эффективнее, нежели рост самой ставки. Как показывает практика других стран, дифференцированный подход к налогообложению более рационален и понятен гражданам", - поясняет Артур Стариков.

Однако в этом вопросе мнения специалистов расходятся, многие из них уверены, с высокооплачиваемых специалистов будет сложнее получить налог в бюджет. "Это не лучший вариант. Как правило, больше зарабатывающие люди имеют и другую ментальность, и другое понимание ситуации. Российский изворотливый ум найдет способ снизить размер своих официальных доходов", - уверена Анастасия Тайшина.

 

Банкам дадут доступ к информации о доходах росиян в 2015 году

Центробанк подготовил законопроект, открывающий кредитным организациям доступ к базам Пенсионного фонда (ПФР) и Федеральной налоговой службы (ФНС) с 1 марта 2015 года — для проверки информации о доходах заемщиков. Согласно документу, банки будут вправе запрашивать в ПФР и ФНС сведения о каждом из клиентов при принятии решения о выдаче ему ссуды не чаще одного раза в квартал. Налоговики и сотрудники ПФР, в свою очередь, сообщат банкам о достоверности (недостоверности) предоставленной заемщиком информации с его согласия. По законопроекту техническая сторона вопроса должна быть разрешена всеми участниками взаимодействия в срок до 1 февраля 2015 года. Изменения вносятся в два закона — «О налоговых органах Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании РФ».

Законопроект ЦБ был направлен в Ассоциацию региональных банков России (АСРОС), сообщил «Известиям» ее президент, замруководителя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. АСРОС подготовила заключение на проект, где указала, что новация поддерживается участниками банковского рынка, так как позволит им получать комплексные данные для оценки кредитоспособности клиентов, снизить долю проблемных ссуд, что в конечном итоге приведет к уменьшению процентной ставки по займам.

Однако в АСРОС считают, что законопроект нуждается в доработке. Первый аргумент сводится к тому, что нужно на уровне закона прописать не обязанность ПФР и ФНС сообщать банкам о достоверности (недостоверности) сведений, предоставленных заемщиком, а обязанность по предоставлению непосредственно информации о доходах клиентов.

— Есть риски неверного принятия решения кредитором в случае несущественного искажения представленных ранее заемщиком данных (расхождение в несколько копеек или рублей, например) — достоверность сведений клиента подтверждена не будет, и банк либо откажет в выдаче ссуды, либо (если физлицо уже кредитуется) будет вынужден создать повышенный резерв, — поясняют в АСРОС.

Этот же недостаток отмечают и банкиры. 

— Чаще всего потенциальный заемщик предоставляет информацию в обобщенном виде, например, указывает заработную плату в 30 тыс. рублей в месяц, — приводит пример президент банка «Траст» Федор Поспелов. — Между тем реально его зарплата составляет, допустим, 29 700 рублей 31 копейку. Соответственно, исчисленные банком из предоставленной базы (30 тыс. рублей) возможные взносы клиента в ПФР будут некорректными — не по масштабу, а просто по конкретной цифре. Однако из ПФР мы получим ответ, что данная информация — не соответствует действительности, без пояснения деталей. 

Кроме того, АСРОС предлагает исключить из законопроекта требование о получении согласия заемщика на запрос данных о нем в ФНС и ПФР. Как указывают в ассоциации, это не нарушит права граждан: аналогичным образом из законодательства было исключено требование о получении банками согласия клиентов на сообщение о кредите в бюро кредитных историй. Если же законопроект останется в текущей редакции, потребуется переработка договорной документации всеми кредитными организациями.

Кроме того, банкиры считают несправедливым ограничение по периодичности направления запросов в ФНС и ПФР.

— Если предоставление информации будет осуществляться на платной основе, банки сами должны определять оптимальный уровень частоты запросов, и тарифы должны быть прописаны в законе, — говорится в заключении АСРОС. — Если же ограничение останется, то срок «раз в квартал» нужно сократить до «раз в месяц», учитывая потенциальную востребованность информации о доходах заемщиков.

В пресс-службе Банка России подтвердили, что регулятор изучает возможные подходы к организации взаимодействия между ПФР и финансовыми организациями.

— Одним из возможных вариантов решения является принятие закона, который будет предоставлять финансовым организациям возможность получения информации из ПФР о состоянии лицевых счетов заемщиков, — отметили в пресс-службе ЦБ. — В случае принятия закона также потребуется решить технические вопросы, связанные с организацией информационного взаимодействия. В решении этого вопроса будет важна позиция самого ПФР.

В ПФР подвергли критике предложение регулятора.

— Информация о страховых взносах на пенсионное страхование и сведения о зарплате находятся в базе персонифицированного учета пенсионных прав граждан, которую ведет Пенсионный фонд, — заявили «Известиям» в пресс-службе ПФР. — Это персональные данные, которые по закону могут использоваться только в целях пенсионного обеспечения. Информация о состоянии пенсионных счетов также по запросу представляется самим гражданам, всё остальное противоречит закону. Такую информацию в банки может предоставлять сам гражданин, используя в том числе выписки ПФР о состоянии его индивидуального пенсионного счета или документы из ФНС, которые также свободно по запросу предоставляются гражданам.

В ФНС «Известиям» сообщили, что в ведомство пока законопроект ЦБ не поступал.

— В целом мы поддерживаем законопроект, но он нуждается в проработке, — сказал «Известиям» представитель Минфина. 

Банкиры поддержали законопроект ЦБ, но также с оговорками.

— В банковском сообществе проблема достоверности данных о доходах потенциальных заемщиков обсуждается довольно давно, — комментирует аналитик ХКФ-банка Станислав Дужинский. — Когда практически на каждой автобусной остановке есть предложения об изготовлении формы 2-НДФЛ, для банков оценка заемщика может быть затруднена. В будущем это будет иметь негативные последствия и для самого заемщика, который не сможет обслуживать свои обязательства, и для банка, качество активов которого снизится.

По словам замначальника разработки розничных банковских продуктов СБ Банка Елены Трофимовой, доступ к базам данных ПФР и ФНС позволил бы кредитным организациям получать максимально достоверные сведения о платежеспособности клиентов, снижать кредитные риски и потери и, как следствие, устанавливать более привлекательные ставки по кредитам. 

Банкиров также не устраивает периодичность направления запросов в ПФР и ФНС, установленные законопроектом. 

— Предлагаемые изменения в законодательстве, с одной стороны, позволят более достоверно оценить доход потенциального заемщика и, соответственно, определить оптимальную сумму кредита, с другой стороны, упростят для клиента процедуру подачи заявки на кредит, но только в том случае, если обмен данными может быть осуществлен в режиме онлайн, — говорит замдиректора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская. — Периодичность один раз в квартал не позволит определить платежеспособность и трудовую занятость клиента в момент подачи заявки на кредит.

По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, в условиях быстрых изменений экономической среды получение информации «второй свежести» — раз в квартал — может дорого обойтись банкам.

— Отсутствие доступа к актуальной информации может давать вклад в рост плохих долгов на 5–10%, что в целом для банковской системы России составляет приблизительно 10–20 млрд рублей в год, — отмечает Осадчий. — Нельзя не обратить внимание на резкое ускорение роста плохих долгов физлиц: на 1 июля 2014 года годовой темп роста розничной просрочки достиг 51,0% против 23,0% на 1 июля 2013 года и 5,0% на 1 июля 2012 года. 

 

Определен размер повышенных ставок налога на землю для незастроенных участков

Министерство экономического развития России выступило с предложением повысить ставки земельного налога, для стимулирования собственников использовать участки, предназначенные для жилищного строительства. Это идея озвучена в проекте федерального закона, опубликованного на едином портале правовой информации.

По информации, содержащейся в пояснительной записке законопроекта, на сегодняшний день в отношении незастроенных земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, существует две основные проблемы: жилой дом не построен, либо построен, но на него не зарегистрировано право.

«Законопроект разработан в целях стимулирования собственников таких земельных участков к оформлению прав на построенные на таких земельных участках объекты жилого фонда или завершению строительства таких объектов в случае, если их строительство не завершено в течение определенного периода», – цитирует пояснительную записку «Прайм».

Документ предполагает варьирование ставки земельного налога в зависимости от срока использования земельного участка с момента его предоставления (приобретения) для жилищного строительства, а также наличия госрегистрации прав на построенный на нем жилой дом.

Для юридических и физических лиц – собственников земельных участков вместо применяемого в течение первых 3-х лет строительства коэффициента 2 к ставке налога на землю и 4 в течение последующих лет, законопроектом предлагается в течение первого года после предоставления земельного участка применять коэффициент 1, последующих 2-х лет - коэффициент 2, последующих 2-х лет - коэффициент 4, а далее - коэффициент 6 вплоть до госрегистрации прав на построенный жилой дом.

Для комплексных застройщиков земельных участков предлагается коэффициент не применять в течение первых 3-х лет после предоставления земельного участка для жилищного строительства. Соответствующую норму предлагается применять, если утверждена документация по планировке территории и получено разрешение на строительство объектов, входящих в состав первого этапа строительства. В течение последующих 2-х лет, если налогоплательщик осуществил госрегистрацию прав на построенные жилые дома, входящие в состав первого этапа строительства, и получил разрешение на строительство объектов второго этапа, коэффициент не применяется. При отсутствии госрегистрации прав на все построенные жилые дома, входящие в состав первого этапа строительства, при осуществлении проектов комплексного освоения территорий для жилстроительства, в указанный период применяется коэффициент 4. Если комплексный застройщик не регистрирует права на построенные объекты недвижимости очередного этапа строительства и не получает разрешения на строительство объектов последующего этапа, для исчисления налога применяется коэффициент 2. По истечении двухлетнего срока от даты выдачи последнего разрешения на строительство объектов, предусмотренных проектной документацией и документацией по планировке территории, налог исчисляется с применением коэффициента 4, вплоть до государственной регистрации прав на все объекты недвижимости.

Ставка повышающего коэффициента для физических лиц, являющихся собственниками незастроенных земельных участков, применяемого по истечении 10-ти лет с момента начала строительства, будет изменена с 3-х на 5.

Предполагается, что документ вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на землю.

 

Медведев поручил наладить мониторинг за продовольственным рынком России

Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил Игорю Шувалову и Аркадию Дворковичу наладить систему мониторинга за продовольственным рынком в связи с введением эмбарго на импорт товаров из ряда стран, присоединившихся к санкциям в отношении России. Это поручение было озвучено в понедельник, 11 августа 2014 г., на совещании с вице-премьерами.

По словам Д. Медведева, нужно создать «ту самую систему мониторинга, которая предусмотрена указом (президента РФ о введении ограничительных мер), и активным образом использовать (её) с тем, чтобы понимать, что у нас происходит на рынке».

Совместно с профильными ведомствами к работе над мониторингом за продовольственным рынком должны быть подключены объединения товаропроизводителей и торговые сети.

«Обязательно нужно подключить к этому Минсельхоз, Минпромторг и Федеральную таможенную службу, потому что эти ведомства, как никто, чувствуют ситуацию на рынке», – цитирует слова премьер-министра «Интерфакс».

«Крайне важно продолжить общение с поставщиками продукции, потому что от того, как они наладят работу в новых условиях, будет зависеть и состояние продовольственного рынка в нашей стране», – добавил Д. Медведев.

 

Минсельхоз предложил упростить условия кредитования аграриев

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на фоне запрета ввоза продуктов из стран Евросоюза и США предложило ввести существенные льготы по резервированию кредитов аграриям. Этот шаг снизит нагрузку на кредиторов и увеличит объём средств, выделяемых банками агропромышленному комплексу.

Предложения Министерства сельского хозяйства РФ сводятся к двум основным направлениям. Во-первых, к непосредственному установлению уровня резервов в 1% от суммы кредита сельхозпроизводителям, договоры по которым неоднократно пролонгированы в том числе из-за чрезвычайных ситуаций, но которые, по мнению банка, будут погашены.

Во-вторых, Минсельхоз предлагает повысить категорию качества залогового обеспечения земель сельхозназначения до второй категории с целью оптимизации резервов.

По сообщению газеты «Коммерсант», предложения по снижению уровня резервирования по кредитам аграриям, разработанные Минсельхозом, в настоящее время направлены заинтересованным ведомствам: Минэкономики, Минфину, Банку России, а также крупнейшим банкам – кредиторам АПК – Сбербанку и Россельхозбанку.

 

Решение о введении налога с продаж пока не принято

Президент пока не принял решение о введении в России налога с продаж. Об этом сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

«Никаких решений не принималось», - цитирует Пескова «ПРАЙМ».

В начале июля министр финансов РФ Антон Силуанов заявил о том, что правительство рассматривает возможность разрешения регионам вводить налог с продаж до 3 процентов. По мнению министра, ввод налога с продаж в регионах способен принести в бюджет до 200 млрд рублей.

По мнению экспертов Центра макроэкономических исследований Сбербанка, введение налога с продаж ускорит инфляцию на 2,1%. При этом введение такого налога одновременно с разгоном инфляции приведёт к снижению объёма розничных продаж максимум на 1%, что в свою очередь снизит ВВП на 0,5 п.п.

Кроме того, в Сбербанке также считают, что введение налога с продаж « крайне нежелательно и по ряду причин юридического характера». В частности, напоминают экономисты, Конституционный суд РФ уже признавал одновременное взимание НДС и налога с продаж неконституционным.

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
12
августа
2014
Учредители агентства