Ежедневный обзор законодательства

23 сентября 2014

СанПиНы, сдерживающие развитие малого бизнеса, будут отменены, заявила вице-премьер РФ О.Голодец

Она отметила, что на рассмотрении находится около 500 таких правил и норм, вызывающих недовольство предпринимателей

В правительстве РФ намерены отменить многие устаревшие санитарные правила и нормы (СанПиН), ограничивающие развитие малого бизнеса. Об этом, как пишет "Российская газета", на панельной дискуссии "Социальное развитие региона: как выполнить обязательства и добиться качества?" в рамках проходящего в Сочи инвестиционного форума заявила заместитель премьер-министра России Ольга Голодец.

"Поверьте, работа над корректировкой санитарных правил и норм идет в еженедельном режиме, - сказала заместитель председателя правительства РФ. - В очереди на рассмотрении сейчас находится около 500 таких правил и норм, вызывающих недовольство у представителей малого бизнеса. Процесс идет очень сложно, поскольку приходится учитывать интересы разных сторон. Но такая работа необходима".

В ходе дискуссии предприниматели подвергли критике действующие нормативные акты, устанавливающие критерии санитарно-эпидемиологической безопасности. По мнению Ольги Голодец, сейчас как никогда очень важен диалог с предпринимателями, которые участвуют в социальных проектах.

"Прав сейчас гораздо больше, чем умения ими пользоваться, - отметила она. - Есть механизмы, позволяющие оказывать воздействие на негативные процессы. Взять хотя бы жалобы на качество детского питания в образовательных учреждениях. Столько нареканий при том, что огромными полномочиями мы наделили родительские комитеты".

А.Силуанов: Регионы смогут в 10 раз уменьшать критерии отнесения к МСП торговых компаний и риэлторов

По словам министра, правительство рассматривает предложение губернаторов о повышении собираемости налогов с малого бизнеса и упорядочивании деятельности предприятий, подпадающих под эту категорию

Региональные власти с 2015 года могут получить право уменьшать до 10 раз критерии отнесения к категории малого бизнеса предприятий торговли и риэлторов. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов, пишет агентство "Интерфакс".

"В правительстве рассматривается предложение губернаторов о повышении собираемости налогов с малого бизнеса и упорядочивании деятельности предприятий, подпадающих под категорию малого бизнеса. Особенно речь идет о торговле", - сказал он.

А.Силуанов отметил, что именно предприятия торговли предпринимают различные шаги для того, чтобы избегать налогов, в том числе, "дробятся", подпадая таким образом, под льготные налоговые режимы.

Министр отметил, что, в частности, обсуждается возможность "предоставить субъектам право определять категорию малого бизнеса". Сейчас к малому бизнесу относятся предприятия с численностью сотрудников до 100 человек и выручкой до 60 млн рублей.

"Губернаторы предлагают, и мы их в этом поддерживаем, предоставить право региональным властям уменьшать эти критерии до 10 раз, то есть до 10 человек и 6 млн рублей. Это касается торговых предприятий и работающих с недвижимостью - риэлторов", - сказал А.Силуанов.

Он отметил, что предлагается такое право предоставить уже с 2015 года. "Мы поддерживаем и будем готовить поправки в законодательство", - сказал А.Силуанов.

Игры с кадастром

Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал палате принять во втором чтении законопроект, который модернизирует налог на имущество в России.

Этим решением депутаты подтвердили, что обещанного налога сразу на всю недвижимость - и на землю, и на имущество, который так испугал россиян, у нас пока не будет. Как полагает председатель комитета Андрей Макаров, переход к такому единому налогу вступил бы в противоречие с Гражданским кодексом РФ и сильно осложнил судебные тяжбы, связанные с защитой имущественных прав. "Выделение земли из недвижимости невозможно", - уточнил глава комитета.

Так что депутатам пришлось реанимировать законопроект, который прошел первое чтение еще в 2004 году. И это редкий случай в думской практике, когда инициатива десятилетней давности возвращается в думскую повестку с большой вероятностью быть принятой. Обычно подобные залежалые законопроекты обречены на отклонение. Но этот выдержал испытание временем, хотя, как признали депутаты, нуждается в серьезной правке. Впрочем, правила выплаты земельного налога сохраняются.

Объектами имущественного обложения являются жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, а также иное здание, строение, помещение, сооружение. Но в отличие от нынешней практики налоговая база будет определяться исходя из кадастровой стоимости имущества. Это главное новшество законопроекта, которое предстоит реализовывать регионам и муниципалитетам.

После долгих споров депутаты предложили установить предельную налоговую ставку в 0,1 процента в отношении квартир, жилых домов, гаражей, машино-мест, хозяйственных строений (если их площадь не превышает 50 кв. м - на садовых и дачных участках). Но регионам и муниципалитетам дано право снижать эту ставку до нуля или повышать до 0,3 процента. Повышенный налог в два процента предусмотрен для недвижимости, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн рублей.

Комитет предложил провести второе чтение законопроекта в среду, а в окончательном третьем чтении принять его в ближайшую пятницу.

Елена Муратова, руководитель направления налогового права, финансов и кредита юридической фирмы:

Закон предусматривает то, что местная власть будет устанавливать "вилку платежей". Думаю, что сначала установят максимальное значение, а уже потом, по факту, будут смотреть - что получается, сколько и как собирается.

Я считаю, что опасность роста налогов для многих категорий населения - реальная. Налицо нехватка средств в бюджете и отсутствие внутренних резервов у целого ряда регионов. Инициатива в том виде, в каком она рассматривается сегодня, вполне реализуема (Годовой налог на старые квартиры в центре Москвы может вырасти до 20 тысяч рублей. Если местные власти установят максимальные ставки в 0,3 процента, то налоги могут вырасти в 10-15 раз. - "РГ"). В то же время я думаю, что в регионах вряд ли будет настолько взрывной рост, но в крупных городах-миллионниках - вполне возможно.

При этом налог на недвижимость достаточно просто администрировать. С другой стороны - собирать будет непросто. Думаю, что в результате налоговые органы, что называется, "погрязнут в судах".

Именно поэтому помимо вопроса о ставке налога нужно в обязательном порядке рассматривать и льготы по его уплате. Для малоимущих, для студентов, для людей с небольшой зарплатой. Ведь не секрет, что многими квартирами в старых домах в центре города (а именно они будут облагаться по максимальной ставке) владеют пожилые люди, живущие в этих домах с рождения и получающие маленькую пенсию. Нередки случаи, когда такие квартиры передаются по наследству внукам или детям, которые тоже не всегда имеют большую зарплату.

Я уверена, что будет и значительный рост долгов по этому виду налога, к этому надо быть готовым. Тем более что опыт подсказывает - в условиях экономического спада отсутствие дохода в должном размере обязательно приводит к росту кредитной нагрузки и к росту долгов всех мастей. Поэтому без формирования программы, направленной на повышение реальных доходов населения, все проблемы с неуплатой налогов останутся.

Насчет возможных способов ухода от налога пока говорить еще рано, особенно если мы не имеем четкого списка льготников по нему. В то же время можно вспомнить следующую историю. В 2009 году было постановление Высшего арбитражного суда по единому налогу на вмененный доход. В нем говорилось, что если налог установлен в таком размере, что его невозможно платить, ставка будет пересматриваться. Получается, что есть юридический прецедент, и хотя у нас право не прецедентное, но на этот случай ссылаться можно. Возможно, что заработает закон о банкротстве частных лиц, который тоже поможет решать спорные вопросы с невозможностью уплаты налога.

Инспекторы всех стран, объединяйтесь!

В пятницу Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам".

После того как законопроект будет одобрен, российские налоговики смогут действовать в соответствии с конвенцией. Это означает проведение одновременных налоговых проверок с другими странами, подписавшими этот документ, в частности, участие в налоговых проверках за границей. Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам может стать инструментом, увеличивающим доходную часть российского бюджета, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Не менее важно для России положение документа о помощи в сборе налоговой задолженности на территории стран - участниц конвенции, поскольку появится возможность вернуть часть средств, которые сегодня взыскать не удается. К конвенции уже присоединились 64 государства, в том числе Бразилия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Германия, Индия, Италия, Франция, США, Китай. По мнению экспертов, конвенция стала предвестником глобальной деофшоризации, а ее ратификация в России - продолжением антиофшорного тренда последнего времени.

"Ратификация Конвенции о взаимной административной помощи необходима для более четкой и совершенной регламентации обмена информацией с налоговыми органами зарубежных стран, а также для обеспечения налогового контроля за границей и принудительного взыскания за пределами территории России задолженности по уплате российских налоговых платежей, пеней и штрафов за нарушения налогового российского законодательства. Эти возможности предоставляются России конвенцией на условиях взаимности с другими государствами - участниками конвенции", - пояснила Елена Овчарова, руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса "Пепеляев Групп".

По мнению экспертов, в конечном итоге конвенция выгодна и государству, и бизнесу, поскольку устанавливает понятные правила игры. "Если закон будет принят, то обмен информацией с налоговыми органами зарубежных стран усилится и облегчится, но у налогоплательщиков появится в руках хороший инструмент для правовой защиты своих интересов, так как такой обмен будет происходить в рамках конвенции, которая предполагает соблюдение предусмотренных в ней процедур и ограничений", - считает эксперт.

Кроме того, законопроект обеспечивает правовую основу для принятия комплекса мер по деофшоризации российской экономики. "Ратификация Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам позволяет использовать для этого систему налогового администрирования других стран - участниц конвенции, а ее подписали 64 государства", - подчеркнула Елена Овчарова. Для 39 из них она уже вступила в силу, остальные в процессе ратификации, включая нас.

Конвенция дает возможность получения информации, необходимой для взыскания налогов с компаний, зарегистрированных в странах, с которыми не подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения

Конвенция была подписана Россией еще три года назад, но до сих пор российские налоговики не могли действовать в соответствии с этим документом, поскольку он не имел юридической силы. "Законопроект нужен прежде всего для придания юридической силы Конвенции, которая была подписана РФ еще в 2011 году в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". То есть этот законопроект, и в будущем - федеральный закон, по сути технический документ, который позволит налоговым органам действовать согласно конвенции", - рассказала Наталья Побежимова, руководитель отдела международные проекты юридической компании URVISTA.

Почему он вынесен на рассмотрение именно сейчас? "Прежде всего потому, что Россия рассчитывает получить долги от юридических лиц, зарегистрированных в странах - участницах конвенции. А это 6,2 млрд рублей, говорится в приложении 2 к законопроекту, и именно этот довод приводится в пояснительной записке к законопроекту. Не стоит забывать и о возможности участия теперь сотрудников ФНС в совместных проверках с зарубежными коллегами. Это также может рассматриваться как инструмент привлечения дополнительных средств в бюджет", - рассказала Наталья Побежимова.

По ее мнению, в результате ратификации конвенции появится возможность получения информации, необходимой для взыскания налогов с компаний, зарегистрированных в странах, с которыми не подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, предусматривающие обмен информацией. Это также упростит получение информации от стран, с которыми такие соглашения подписаны. В дальнейшем планируется наладить и автоматический обмен информацией. "Можно с уверенностью предположить, что в ближайшее десятилетие автоматический обмен информацией в том или ином виде работать начнет", - сказала Наталья Побежимова.

Законопроект предлагает ратифицировать конвенцию с отдельными оговорками. Действовать конвенция для России будет только в отношении НДФЛ и налога на прибыль организаций, также оговаривается пресекательный срок - три года для подачи запроса. "Если законопроект будет принят, в чем сомневаться сильно не приходится, то, конечно, это повлияет на построение международных структур российскими предпринимателями, скорей всего, приведет к отказу от прямых сделок с офшорами, увеличит спрос на номинальный сервис как в России, так и за рубежом", - говорит Наталья Побежимова.

Ратификация конвенции призвана показать мировому сообществу нашу готовность сотрудничать. "Если говорить об истинной цели, то это скорей продемонстрировать "цивилизованному бизнес-сообществу" нашу готовность к сотрудничеству по этим вопросам. Тем более что от нас это не потребует особых усилий. Потому что, с одной стороны, конвенцию мы ратифицируем с рядом оговорок, исключающих необходимость отвечать на запросы государств - участников конвенции в части тех налогов, которые не входят в перечень выбранных РФ и устанавливающих исключительно трехлетний период правовой помощи в отношении дел, которые подлежат преследованию в соответствии с нормами уголовного права. Это требуется России для того, чтобы ограничить общее количество направляемых в наш адрес требований в рамках административной помощи, относящейся к налоговым начислениям. С другой стороны, реализация положений конвенции не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Расходы на работу координационного органа конвенции предусмотрены бюджетом МИД РФ в рамках ассигнований, выделенных на финансирование российского участия в рабочих органах ОЭСР", - рассказала Ирина Парулева, эксперт по правовым вопросам и налогообложению аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа".

Тариф без перемен

Правительство поддержало предложение минтруда продлить до 2017 года действие льготного, 22-процентного, тарифа выплат в Пенсионный фонд России (ПФР). Как сообщает пресс-служба ведомства, соответствующие изменения предлагается внести в законы "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС"...

Сейчас период действия льготного тарифа в 22% установлен до 2016 года. Общеустановленный тариф составляет 26%. Согласно предложению минтруда, льготный тариф продлевается до 2017-го для основной категории плательщиков тарифа страховых взносов в ПФР в размере 22% в пределах установленной величины базы и в размере 10% сверх установленной величины базы. Как считают в ведомстве, эти предложения позволят поддержать тариф страховых взносов на приемлемом для организаций уровне страховой нагрузки.

При этом сохранение льготного тарифа страховых взносов в ПФР потребует в 2017 году выделения из федерального бюджета 415,53 млрд рублей на компенсацию выпадающих доходов фонда. "Несомненно, сохранение такого тарифа положительно как для компаний, так и для самих работников, - отметил аналитик "Инвесткафе" Михаил Кузьмин. - Ведь при отмене льготного тарифа и увеличении выплат работодателей у них возникла бы необходимость снижать издержки, в том числе посредством снижения заработной платы. Соответственно, такое решение негативно бы сказалось на темпах роста экономики страны".

Недетские игрушки

Сегодня мы говорим о развитии инновационного процесса в нашей стране, который во многом зависит и от кадрового потенциала. Он, как известно, закладывается и воспитывается с детства.

Материальная среда играет огромную роль в формировании личности ребенка. Качество продукции, сопровождающей образовательный процесс, также влияет на успеваемость, на способность к развитию и постижению новых знаний. Современное оборудование в образовательных учреждениях будет являться залогом наших научных достижений в будущем.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются российские производители, - это отсутствие в России единой информационной базы и адекватных выставочных площадок, где любой директор школы, учитель, воспитатель детского сада и методист смогли бы увидеть весь спектр российской продукции, а также иметь возможность сравнить ее с зарубежными аналогами.

Кроме того, если идет речь об образовательном или развивающем процессе, то, очевидно, необходимо делать серьезный акцент не только на повышении качества предлагаемой продукции, но и на ее содержательной части. Вряд ли чувство патриотизма, уважение к российским культурным ценностям смогут обеспечить даже высокотехнологичные иностранные компании.

И потому, безусловно, основная задача, которая стоит перед государством, это увеличение на рынке доли продукции российского производства.

Меры, принимаемые минпромторгом по поддержке индустрии, проводятся в рамках Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года. Для реализации этих мероприятий минпромторг проводит ежегодный конкурс инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных. Субсидии, предусмотренные подпрограммой "Индустрия детских товаров", будут компенсировать часть затрат на уплату процентов по кредитам, а также части затрат по договорам финансовой аренды (лизингу). Кроме того, будут субсидироваться затраты на НИОКР и на создание инфраструктуры индустриальных парков индустрии детских товаров для управляющей компании.

Романтика закончилась

В начале года венчурный рынок несколько запаниковал: впервые с момента появления венчурной активности в нашей стране лет семь тому назад он показал отрицательную динамику. При ближайшем рассмотрении стало очевидно, что речь идет о внутренних метаморфозах, обусловленных собственной логикой развития. Спустя несколько лет бурного роста, когда хотелось бежать во все стороны сразу и объять необъятное, венчурный рынок, наконец, притормозил и начал работу над ошибками: пришло время "собирать камни" - выходить из портфельных бизнесов, отчитываться перед инвесторами, в том числе и для того, чтобы "поднять" новые деньги.

"Романтический" подростковый период закончился, начался новый. Это еще не зрелость, но уверенная в себе молодость - с четким выстраиванием приоритетов, выбором нишевых специализаций, переоценкой рисков, более осторожным выбором проектов, отказом от всеядности, поисков новых стратегий и практик. Скорость "забега" отошла на второй план. На первый вышли качество и эффективность вложений.

По итогам 2-го квартала 2014 года зафиксировало отчетливые признаки взросления: объем сделок сократился на 9%, до $127 млн, в то время как их количество выросло на 32% по сравнению с предыдущим кварталом

Уроки неразборчивой юности рынок стал усваивать достаточно быстро. Процесс ускорили новые экономические условия и обострившиеся отношения России с внешним миром. Что, может быть, и неплохо: в экстремальных условиях мыслительный процесс и реакция значительно обостряются.

Исследование венчурного рынка "Рай, Ман энд Гор секьюритиз" по итогам 2-го квартала 2014 года зафиксировало отчетливые признаки взросления: объем сделок сократился на 9%, до $127 млн, в то время как их количество выросло на 32% по сравнению с предыдущим кварталом. То есть, несмотря на ухудшение экономического фона, игроки рынка не "ушли на дно", но стали действовать более выверенно и осторожно: например, не класть яйца в одну корзину, опасаясь, как это было раньше, не найти новых достойных объектов для инвестирования. Средний размер сделки заметно уменьшился как на ранних, так и на поздних стадиях (на 67% и 74% соответственно). Экономическая ситуация и необходимость демонстрировать свою эффективность повышают требования к проектам и не располагают к крупным вложениям и финансовым рискам.

Представителей обеих сторон венчурного процесса - как инвесторов, так и предпринимателей, - волнует, как ситуация будет развиваться дальше. Основных вопросов два: хватит ли денег у первых для поддержания венчурного процесса в обычном темпе? И не придется ли последним потуже затянуть пояса и приготовиться к тому, что процесс поднятия денег станет более сложным?

Большинство экспертов сходятся во мнении: денег на рынке пока достаточно, особенно на посевных стадиях, где есть ФРИИ и множество бизнес-ангелов. Долгое время рынок был перенасыщен деньгами, в том числе за счет многочисленных непрофильных инвесторов. Это создало финансовую подушку, которая пригодилась сейчас, - для поддержания венчурного равновесия в условиях санкций и других ограничений. Более того, количество инвестиционных игроков пока еще продолжает расти - за второй квартал их стало в России на пять больше. На первый взгляд не все так плохо, на второй - в перспективе повод для беспокойства все-таки есть. Как для одних, так и для других.

Борьба за эффективность и снижение рисков со стороны фондов приведет к тому, что многие из игроков будут уходить из России и перенаправлять деньги на международные проекты (что уже начало происходить задолго до кризиса), если и не на Запад, то в альтернативные регионы (такие как Израиль и Индия). Это означает, что интерес инвесторов к узким нишам внутри страны ослабнет: будут финансироваться либо локальные проекты с огромным рынком сбыта, либо обладающие значительным и понятным международным потенциалом. Всем остальным поднимать средства на развитие окажется значительно сложнее.

Повышенным спросом на фоне всех остальных будут пользоваться мобильные, не завязанные на материальные активы проекты, которые легко переместить в случае изменения экономической и/или политической конъюнктуры. Это технологии. Исследование подтверждает этот тренд: за 2-й квартал 2014 года сегмент технологий "буквально возродился", увеличив долю до 24% после неудачного второго квартала прошлого года, где его доля составляла около 10%. Сейчас доля этого сектора приблизилась к среднему соотношению последних двух лет (80:20).

Что касается другой стороны баррикад - источников инвестиций, думаю, что вскоре прирост рынка за счет создания новых фондов уже не будет столь стремительным, как раньше. Конкуренция среди игроков рынка за деньги потенциальных инвесторов уже сейчас крайне высока и будет нарастать, в итоге далеко не всем из них удастся поднять новые фонды.

Большинство потенциальных российских инвесторов, будь то частные лица или корпорации, до сих пор тяжело решаются передавать деньги во внешнее управление профессиональным фондам, предпочитая действовать и развивать венчурную практику самостоятельно. Есть шанс, что ситуацию на рынке в позитивную сторону смогут изменить институциональные инвесторы (страховые компании и пенсионные фонды), которым пока вход на венчурный рынок строго запрещен на законодательном уровне. Правда, в начале осени премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился разобраться с вопросом к ноябрю и найти для этих структур возможность безопасного входа на венчурный рынок.

Что мы имеем в сухом остатке: новые экономические реалии не изменят венчурный рынок принципиально - он начал радикально преобразовываться естественным путем еще до того, как изменились реалии. Но ощутимые последствия, безусловно, будут - и для тех, кто дает инвестиции, и для тех, кто их получает.

Индекс подвел

Счетная палата (СП) поставила под вопрос реализацию госпрограммы развития промышленности РФ до 2020 года - ввиду недостаточности финансирования и непроработанности некоторых мер таможенно-тарифной политики. По мнению экспертов СП, уже в 2013 году индекс роста производительности труда составил 103,1% против целевого (программного) значения в 105,6%. А индекс промышленного производства - 104,8% по отношению к 2011 году - оказался на 6% ниже целевого показателя. Не достигли целевой планки в 2013-м и некоторые другие индикаторы программы.

Кроме того, в документе не учтены факторы современной внутренней и внешнеэкономической конъюнктуры. СП предлагает, в частности, внести изменения в финансовую и технологическую части госпрограммы из-за введения санкций против России. Причем главный акцент в этих мерах делается на резком сокращении финансирования промышленных проектов и поставок оборудования в РФ. Поэтому уровень технологического импортозамещения в этом комплексе вряд ли будет достигнут.

В исследовании Счетной палаты отмечено также, что актуальной внешнеэкономической мерой по импортозамещению в промышленных отраслях должно стать, в сложившихся условиях, снижение ввозных пошлин на многие виды сырья и комплектующих. По мнению вице-президента ТПП РФ Дмитрия Курочкина, государственная промышленная политика должна быть "нацелена на решение следующих основных задач: структурные диспропорции промышленного комплекса; высокая степень износа основных фондов; технологическое отставание, низкая производительность труда, высокая материало- и энергоемкость готовой продукции".

Впрочем, на реализацию программы могут положительно повлиять интеграционные преимущества Таможенного союза (ТС). "В 2013 году ВВП РФ вырос примерно на 1,3%, а по итогам 2014 года экономика рискует впасть в стагнацию, - уточнил "РБГ" аналитик "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин. - Эту тенденцию может предотвратить более высокий уровень экономической, прежде всего промышленно-технологической интеграции в ТС".

Доложить о мигранте

Работодателей могут обязать в трехдневный срок уведомлять налоговые органы о найме иностранных сотрудников. Соответствующий законопроект внес в Госдуму депутат Михаил Сердюк. Цель - сократить случаи ухода от налогов. "Сейчас работодатели уведомляют уполномоченный орган о привлечении иностранных работников, а в налоговый орган предоставляют только форму 2-НДФЛ", - говорится в документе. Недобросовестный налогоплательщик может воспользоваться неосведомленностью налоговиков и заплатить НДФЛ в размере 13% вместо 30%.

Далеко не все работодатели, уплачивающие НДФЛ за иностранных работников по ставке 13%, являются нарушителями. "Необходимо учитывать, что налоговая ставка для уплаты НДФЛ устанавливается в размере 30% в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. Налоговый нерезидент и иностранный гражданин понятия разные. Резидентом является лицо, фактически находящееся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Иностранный гражданин может быть резидентом, что дает ему право платить НДФЛ по ставке 13%", - говорит юрист фирмы "ЮСТ" Владимир Старовойтов. Кроме того, далеко не все работодатели вообще официально трудоустраивают мигрантов. "Одним из основных работодателей иностранных граждан являются строительные компании. В них редко официально трудоустраивают всех иностранных работников. В большинстве случаев иностранцы устраиваются работать неофициально, с их доходов никакие налоги не платятся", - объясняет Юлия Дмитриева, юрист Свердловского регионального отделения Палаты налоговых консультантов.

Эксперты считают, что законопроект хоть и имеет благие цели, но подготовлен без должного внимания к действующему законодательству. "Сейчас в статье 18 закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" предусмотрена обязанность работодателя уведомить налоговую службу о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ", - напоминает Владимир Старовойтов и поясняет, что сокращение срока оповещения налоговых органов о найме иностранца не скажется существенно на собираемости налогов.

Исчерпывающую информацию о найме иностранцев работодатели передают в миграционную службу. "Сейчас работодатели уведомляют о заключении, расторжении трудовых договоров и даже предоставлении отпусков без содержания заработной платы миграционную службу и органы исполнительной власти, ведающие вопросами занятости субъекта РФ", - говорит Юлия Дмитриева. Если же факты неуплаты НДФЛ с доходов иностранных граждан действительно имеют место быть и виной их является недостаток информации у налоговых органов, то эксперты советуют обратить свое внимание на уже одобренные инициативы. "Хотелось бы рекомендовать внести в нормативные правовые акты изменения, связанные с большим внедрением системы межведомственного электронного документооборота между миграционной и налоговой службами", - говорит Дмитриева. Правила внедрения этой системы, кстати, запрещают запрашивать у гражданина или юрлица ту информацию, которая уже есть в распоряжении госорганов.

В правила оказания туристических услуг внесены изменения

Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 2014 г. № 967 внесло изменения в правила оказания услуг по реализации туристского продукта. Соответствующий документ, разработанный Министерством культуры, размещён на сайте правительства РФ.

Теперь туроператор (турагент) обязан передать туристу все документы, включая обратный билет, за сутки до начала путешествия.

«Исполнитель (туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счёт туроператора) обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю (заказчику туристского продукта, имеющему намерение заказать или заказывающему и использующему туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), выезжающему за пределы территории России, документы, необходимые для реализации туристского продукта, включая билет, подтверждающий право на перевозку (в том числе чартерную) до пункта назначения и обратно. При оформлении билета в электронном виде потребителю выдается выписка из автоматизированной системы, содержащей сведения о перевозках», – сказано в постановлении.

Когда следует выплачивать отпускные

Оплату отпуска работодатель обязан произвести не позднее чем за 3 дня до начала этого отпуска (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). При этом специалисты Роструда в письме от 30.07.2014 № 1693-6-1 поясняют, что срок необходимо рассчитывать в календарных днях (ст. 14 ТК РФ). Если же день выплаты отпускных попадает на выходной или праздничный день, то деньги работнику следует выдать накануне. Таким образом, если отпуск работника начинается в понедельник, причитающиеся ему суммы за отпуск он должен получить в пятницу предыдущей недели.

Кроме того, законодательство не запрещает работодателям выплачивать отпускные в более ранние сроки. Другими словами, по желанию работодателя оплатить отпуск работника в данной ситуации можно, к примеру, в четверг предыдущей недели.

Кроме того, Роструд напоминает, что работодатель обязан оповестить своих работников о предстоящем отпуске не позднее, чем за две недели до начала этого отпуска. Работник должен расписаться в соответствующем извещении.

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
23
сентября
2014
Учредители агентства