КАКИЕ НАЛОГИ НУЖНЫ РОССИИ?

11 июня 2008
Правительство намерено внести в налоговое законодательство серьезные коррективы: пакет соответствующих законопроектов был подготовлен Минфином. «Нельзя сказать, что это налоговая реформа, так как это не коренные преобразования. Они не противоречивы и, скорее всего, будут реализованы. Ничего плохого, фатального и катастрофического в этом нет, это разумные меры, но они воспроизводят нормы сознания 90-х гг.», - так отозвался об этой правительственной инициативе директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Его пресс-конференция состоялась в понедельник, 2 июня, в «Независимом пресс-центре». По словам М.Делягина, при проведении налоговых преобразований «государство по-прежнему демонстрирует столкновение либерального и бухгалтерского подходов». Либеральный подход состоит в стремлении снизить налоги, причем такой подход, заметил М.Делягин, заимствуется у Запада, где подобная мера действительно способна позитивно повлиять на развитие бизнеса. Дело в том, что в России и без того уровень налогообложения один из самых низких в Европе, и если в странах ЕС именно размер налогов тормозит развитие бизнеса, то в РФ таким тормозом являются коррупция, которая уже перешла в стадию «неформального налогообложения». А то, что российская экономическая система представляет собой к тому же государственный монополизм, значительно искажает результаты всех возможных реформ. Таким образом, отметил М.Делягин, снижение налогов в России может привести только к одному - «к росту непроизводительных трат монополистов и коррупционных доходов». При этом он не отрицает ряда позитивных изменений, к которым приведет предполагаемая корректировка налогового законодательства. В частности, эти изменения положительно скажутся на российском среднем классе, прежде всего на сотрудниках крупных корпораций. Так, предусматривается, что расходы на медицинское обслуживание и образование будут выведены из-под налогообложения. «Это хорошо, средний класс надо поддерживать, но это не меры социальной помощи», - подчеркнул М.Делягин. Так же положительно он оценил меры по ускоренной амортизации, заметив в то же время, что «не надо ожидать, будто это приведет к ускоренной модернизации экономики», хотя и улучшит, несомненно, ситуацию в бизнесе и «немножечко» стимулирует его к обновлению основных фондов. К позитивным мерам, предусмотренным изменениями в налоговом законодательстве, М.Делягин отнес и нормы, направленные на стимулирование малого предпринимательства. Это касается, в частности, предоставления индивидуальным предпринимателям права нанимать до 5 человек работников. Кроме того, малый бизнес сможет сдавать налоговую отчетность не 4 раза в год, как сейчас, а один. Также расширяется перечень видов деятельности, на которые распространяется система патентования. Вообще же, как сообщил М.Делягин ИА «Альянс Медиа», идеальной системой налогообложения малого бизнеса он считает именно патентование. Наконец, еще один положительный момент в предполагаемых изменениях – снижение НДПИ для выработанных месторождений. По мнению М.Делягина, это позволит применять новые технологии в нефтедобыче. При этом целый ряд мер, предлагаемых правительством, директор Института проблем глобализации оценивает негативно. Это касается, в частности, общего снижения НДПИ для нефтедобычи. «Прежде чем слушать лоббистов, нужно обеспечить прозрачность отрасли», - заявил М.Делягин, подчеркнув, что не стоит так уж доверять жалующимся на невысокую рентабельность нефтяникам. В то же время, по его словам, в России добиться такой прозрачности невозможно: «государство по политическим причинам не может обеспечить прозрачность монополий», так как в результате будут раскрыты и их расходы на взятки. Как заметил М.Делягин, конечная цель снижения НДПИ – сдерживание цен на бензин. И эта мера была бы действенной, если в сфере нефтедобычи в РФ была развита конкуренция, считает он, тогда как в сегодняшних условиях такое снижение НДПИ не более чем «подарок нефтяникам». Он считает, что необходимо восстановить дифференциацию этого налога по природно-климатическому и горно-геологическому принципу. Затронув вопрос снижения НДС, М.Делягин саму меру оценил положительно, однако заметил, что никаких проблем она не решит. Дело в том, что снижение этого налога будет сопровождаться отменой пониженной ставки НДС на социально значимые товары, а это, в свою очередь, будет означать реальное ухудшение социальной ситуации в стране, так как такая мера подстегнет рост цен. В этом году и без того наблюдается, по словам М.Делягина, «катастрофически» опережающий рост цен на социально значимые товары по сравнению с инфляцией. «Люди начали реально ощущать ухудшение своего положения, и в этих условиях повысится налог на социально значимые товары», - так оценил М.Делягин меры, предлагаемые правительством. Действительно, заметил он, администрирование НДС «абсурдно усложнено», но сам налог «нормальный», «просто надо инструкции переписать так, чтобы ими можно было пользоваться». Охарактеризовав таким образом либеральный подход в налогообложении, М.Делягин остановился на подходе бухгалтерском, который, по его словам, состоит в стремлении повысить одни налоги пропорционально снижению других. В качестве примера он привел заявление главы Минздравсоцразвития Т.Голиковой о возможном повышении ЕСН. «Этот налог хуже для экономики, обременителен для бизнеса, устроен совершенно неправильно», - заявил М.Делягин. Дело в том, что для взимания ЕСН применяется регрессивная шкала: чем выше зарплата, тем ниже ставка налога. Это должно побуждать работодателей выплачивать сотрудникам более высокую заработную плату. Однако в результате получается так, что «законопослушные и честные у нас – люди обеспеченные, а бедный человек становится налоговым преступником», заинтересованным в получении более высокой суммы, пусть и в конверте, заметил М.Делягин. Он уверен, что допускать повышения ЕСН нельзя ни в коем случае, иначе это приведет к ухудшению собираемости данного налога и к увеличению числа налоговых преступников. Наилучшим выходом М.Делягин считает снижение ЕСН до 15% и взимание его по плоской шкале. Однако в целом М.Делягин в части осуществления предложений по дифференциации ставки НДПИ, снижению ЕСН и облегчению администрирования НДС настроен пессимистично.
Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
11
июня
2008
Учредители агентства