Из дерева научились делать сталь.

8 апреля 2006
Дерево, имеющее прочность стали, — именно такой материал разработал воронежский ученый, профессор кафедры древесиноведения Воронежской лесотехнической академии Владимир Шамаев. Уникальный материал профессор назвал древсталь и уже запатентовал свое изобретение. По его словам, из древстали можно делать любые металлические части автомобилей. Срок службы деревянного шарикоподшипника, к примеру, в 2—3 раза больше, чем металлического.
За модификацию дерева ученых побудил взяться острейший дефицит твердых пород древесины. Дуба, ясеня и бука практически не осталось. Зато в наших лесах много березы, ольхи, ивы, других деревьев — так называемой мягкой породы, которые гниют в течение полугода, если их срубить. Они \"выжили\" как раз потому, что мягкая древесина в производстве и строительстве практически непригодна.
Вопросом, как использовать невостребованные богатства, озадачились еще в советские времена. Но только сейчас ученым удалось добиться результата. Ученые утверждают: чтобы улучшить строение материала с точки зрения прочности, нужно не разрушать волокна, а сблизить. Так, если спрессовать осину, получается дуб. \"Если спрессовать в два раза клен, ясень, граб, бук, получается то, что назвали древсталь — древесина с прочностью стали\", — говорит профессор Владимир Шамаев. Он получил из мягкой породы древесины материал, по прочностным свойствам являющийся заменителем дуба.
— Мы сжимаем древесину мягкой породы примерно в два раза и одновременно пропитываем водным раствором карбамида (старое название \"мочевина, удобрение\"), — говорит Шамаев. — Материал получается не горючий и не гниющий. Поэтому, например, стол из такой модифицированной древесины во время пожара будет только тлеть. Это может повлиять на безопасность находящихся в помещении — пожар не будет распространяться с такой скоростью, как обычно. И у людей будет время покинуть помещение и остаться в живых.
Использовать древсталь можно для изготовления деталей для автомобилей, например подшипников. По прочности сжатия, растяжению, твердости и некоторым другим прочностным характеристикам древсталь превосходит сталь-3, из которой делают 90% стальных изделий, в том числе рельсы. Для сравнения: прочность на сжатие у древстали 230 мегапаскалей, у стали-3 - 220 мегапаскалей, у древстали твердость - 35 единиц, у стали-3 - 30 единиц. Поэтому рельсы из модифицированной древесины будут прочнее стальных. Правда, сложность в том, что в природе найти дерево больше метра длиной без сучков и изъянов невозможно. Из метровых кусочков делать рельсы неудобно — нет технологии, чтобы сваривать дерево.
— Но и здесь есть у нас наработки, которые могут перевернуть многие привычные представления, — утверждает Владимир Шамаев. Сейчас воронежские ученые работают над тем, чтобы древсталь достигла прочностных характеристик стали-45, которая превосходит сталь-3.

ИА \"Альянс Медиа\" по материалам Izvestia.ru

Подпишитесь на наши новости подписаться на рассылку
8
апреля
2006
Учредители агентства