Обзор законодательства


Подпишитесь на рассылку сайта

3 июля на парламентских слушаниях в Госдуме обсудят законопроект о фонде дольщиков

14 июня Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 139186-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом ответственный Комитет и комитеты-соисполнители настаивают на серьезной доработке документа при подготовке его ко второму чтению с участием Правительства РФ.

Законопроект, внесенный в Госдуму 1 апреля 2017 года, подготовлен во исполнение поручения Президента России (№Пр-317 от 21.02.2017 г.) и предусматривает новый законодательный механизм обеспечения исполнения обязательств застройщиков по договору участия в долевом строительстве. Документ предполагает использование государственного компенсационного фонда долевого строительства, который формируется на основе обязательных отчислений застройщиков в качестве единственного способа обеспечения их обязательств. Иные способы гарантирования обязательств застройщиков, к числу которых в настоящее время относятся страхование гражданской ответственности и банковское поручительство, законопроектом упраздняются. В результате законодательных изменений государство принимает на себя все риски деятельности застройщиков.

Предложенный механизм должен оказать положительное влияние на развитие строительной отрасли и усилить приток средств граждан на рынок долевого строительства. Вместе с тем, как отметил на дневном пленарном заседании в содокладе по инициативе Правительства, председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай НиколаевНиколаев
Николай ПетровичФракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
, есть существенные недоработки законопроекта в части обеспечения путей реализации.  

«18 млрд рублей – ежегодная премия, которые получают страховые компании по данному виду страхования при нулевых выплатах.  16 тысяч – это количество обманутых дольщиков за последние три года. Если сопоставить две эти цифры, то становится очевидным, что механизм, который сегодня должен защищать наших граждан от недобросовестных застройщиков, «дает трещину». Попросту, не работает. Именно поэтому Президент дал поручение о создании государственного фонда, который бы защищал наших граждан от таких случаев банкротства или ухода застройщиков с рынка. И мы, несомненно, «за» эту концепцию», - заявил председатель Комитета Н.Николаев.

По его словам, предложенный к созданию компенсационный фонд, по сути, будет выполнять публично-правовые функции и формироваться из обязательных отчислений. Следовательно, правовая форма некоммерческой организации, как это предложено в законопроекте, для этих целей не подходит: «Нельзя забывать, что мы говорим о государственном фонде, то есть гарантии возмещений доложены быть «железобетонные». Законопроект не предоставляет гражданам гарантий использования компенсационного фонда на тот случай, если его активы закончатся».

«Сейчас в законопроекте предусмотрена вариативная форма тарифа для каждого застройщика. Она может быть использована в не всегда честной конкурентной борьбе за этот рынок. При этом мы видим, что нет методики формирования этого тарифа», - сообщил Н.Николаев. – «Неопределенность размера обязательных отчислений застройщиков способна существенно затруднить для них планирование и реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, издержки застройщиков, связанные с уплатой повышенных взносов в компенсационный фонд, в конечном итоге, будут переложены ими на участников долевого строительства. В итоге граждане будут вынуждены из своего кармана оплачивать риски деятельности участников строительного рынка».

По словам Н.Николаева, законопроект не обеспечивает качественного контроля за сохранностью средств фонда: за прозрачностью их расходования и целевым использованием, а также за эффективностью инвестирования его активов. Необходимо предусмотреть контроль Счетной палаты, создание ревизионной комиссии, обязательную публикацию отчетности о его деятельности, на этом настаивает Комитет, как и на привлечении застройщиков для достройки жилья на конкурсной основе с определением критериев их отбора.

Законопроект предусматривает выплату как гражданам, так и юридическим лицам за счет средств компенсационного фонда возмещения по договорам участия в долевом строительстве, касающимся передачи жилых помещений. Вместе с тем, граждане и юридические лица имеют различные цели инвестирования в долевое строительство. В этой связи, по мнению профильного Комитета, требуется дополнительное обоснование целесообразности покрытия за счет средств компенсационного фонда предпринимательских рисков юридических лиц.

Помимо этого, в Заключении Комитета предлагается предусмотреть возможность включения в состав высшего органа управления и ревизионную комиссию организации, управляющей компенсационным фондом долевого строительства, представителей Федерального Собрания Российской Федерации, в то время, как законопроектом предусматривается, что члены совета фонда назначаются Правительством.

«Сегодняшним решением мы возлагаем на государство ответственность за права наших граждан. Поэтому, по поручению Президента РФ, мы создаем государственный фонд, который будет обеспечивать гарантии гражданам от рисков банкротства застройщиков или злоупотреблений с их стороны, которые, к сожалению, могут возникнуть на рынке долевого строительства. На втором этапе работы над законопроектом мы должны обеспечить защиту средств фонда, полную прозрачность для общественности расходования этих средств, а также подконтрольность его деятельности Парламенту, Счетной палате и правоохранительным органам», - резюмировал Н.Николаев, заявив, что для обсуждения этих вопросов 3 июля 2017 года в Госдуме пройдут парламентские слушания. Источник: Государственная Дума http://www.duma.gov.ru/news/273/1962643/

Потребители смогут требовать денежную компенсацию морального вреда от поставщиков некачественных коммунальных услуг

Проект постановления о некоторых вопросах рассмотрения судами споров в сфере ЖКХ (Проект) обсуждался вчера на заседании Пленума Верховного Суда Российский Федерации.

Предлагается разъяснить, что в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от поставщика денежной компенсации морального вреда.

По общему правилу, при допущении поставщиком коммунальных услуг таких нарушений, происходит перерасчет платы за услуги ЖКХ. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления или качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф.

Разработчики Проекта полагают, что к таким мерам защиты, как требования возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа, жильцы могут прибегнуть, например, если исполнитель своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, или если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и т. д.

ВС РФ также предлагает разъяснить, каким образом жильцы могут подтвердить нарушение качества предоставления тех или иных услуг управляющей организацией. Предполагается возможность потребителя при разрешении споров о перерасчете сумм коммунальных платежей подтвердить свои доводы не только составленным поставщиком коммунальных услуг актом нарушения качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса. Например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта.

Отсутствие вины, в том числе в нарушениях при оказании коммунальных услуг доказывается исполнителем коммунальных услуг.

В п. 41 Проекта предусмотрено, что к спорам, связанным с оплатой гражданам жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите прав.

В связи с некоторыми замечаниями редакционного характера, Проект был отправлен на доработку.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1116852/#ixzz4kO93kzCB

Владимир Путин поручил разработать новые формы специальных инвестиционных контрактов

Президент РФ Владимир Путин сделал ряд поручений1 по итогам Петербургского международного экономического форума. Так, Правительству РФ до 15 октября текущего года поручено внести изменения в действующее законодательство и ввести новые формы специальных инвестиционных контрактов, в которых будет предусмотрено: 

  • увеличение предельных сроков действия такого контракта;
  • расширение круга их участников и инструментов, гарантирующих спрос на произведенную продукцию в рамках контрактов, заключенных для госнужд;
  • предоставление льгот по налогу на прибыль организаций для инвесторов – участников специальных инвестиционных контрактов на весь срок их реализации.

А уже до 1 июля правительство должно будет доработать и представить проект программы "Цифровая экономика" на рассмотрение Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, предусмотрев источники, механизмы и объем ее финансирования. 

Кроме того, к 1 октября кабмину нужно будет представить предложения по развитию государственно-частного партнерства в сфере строительства и реконструкции объектов инфраструктуры. А также предусмотреть создание международной молодежной секции Петербургского международного экономического форума. 

И наконец, Правительству РФ совместно с Банком России предстоит внести изменения, регулирующие сделки по синдицированному кредитованию (речь идет

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1117317/#ixzz4kOTnQpCn

Банк России снизил ключевую ставку до 9% годовых

Банк России принял решение снизить ключевую ставку с 9,25% до 9%, исходя из динамики инфляции, о чем сообщил сегодня на своем официальном сайте. Ее новый размер начнет применяться с 19 июня.

Банк России сообщил, что видит пространство для снижения ключевой ставки и во втором полугодии текущего года.

К вопросу о пересмотре ключевой ставки регулятор планирует вернуться 28 июля.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1117343/#ixzz4kOLsY6XD

Роспотребнадзор будет проводить плановые проверки бизнеса по проверочным листам

В проверочные листы должны будут быть включены вопросы, затрагивающие предъявляемые обязательные требования для недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. При этом предмет плановой проверки предпринимателей будет ограничиваться перечнем вопросов, включенным в проверочные листы. С 1 октября текущего года плановые проверки Роспотребнадзора и ФМБА России в отношении отдельных предпринимателей будут проводиться по проверочным листам (постановление Правительства РФ от 14 июня 2017 года № 707). А с 1 января 2018 года это правило будет распространяться на все плановые проверки юрлиц и ИП в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия. 

Роспотребнадзору и ФМБА России по согласованию с Минюстом и Минэкономразвития России поручается определить перечень типов (отдельных характеристик) производственных объектов и категорий риска отдельных видов деятельности, при проведении плановых проверок которых будут использоваться проверочные листы. На исполнение поручения ведомствам предоставляется два месяца. Разработанные характеристики будут применяться при плановых проверках отдельных предпринимателей по проверочным листам уже с 1 октября текущего года.

Документ вступит в силу 24 июня.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1117509/#ixzz4kOWzEwXr

Не исключено, что государственные и муниципальные учреждения здравоохранения лишатся права оказывать платные медуслуги

С такой инициативой выступил депутат Госдумы Федот Тумусов и предлагает разграничить деятельность государственных (муниципальных) медицинских учреждений и частных организаций. 

Предлагается установить, что государственные и муниципальные организации здравоохранения оказывают медицинские услуги только в рамках ОМС, а платные услуги для них исключены. В то время как частные медицинские учреждения и организации, напротив, планируется вывести из системы ОМС и оставить им право оказывать исключительно платные услуги на основании договоров с частными и юридическими лицами. При этом в случае принятия документа, бюджетные учреждения здравоохранения смогут оказывать немедицинские услуги только с разрешения собственника учреждения. 

Документом предусматривается система бесплатного лекарственного обеспечения граждан при оказании всех видов медицинской помощи. А лекарства, включенные в стандарт лечения заболевания, планируется одновременно включать в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. 

В настоящий момент в государственном секторе здравоохранения существенно возрос объем платных медицинских услуг. При том, что система ОМС создавалась для некоммерческих организаций - государственных и муниципальных учреждений, и в ней не может идти речи о прибыли. автор инициативы подчеркивает, что введение частных и негосударственных организаций в систему ОМС сделало положение государства и граждан уязвимым. Это произошло из-за того, что организации частного сектора получают деньги от ОМС, а потом берут за те же услуги с граждан оплату. 

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1117281/#ixzz4kOPEAgDY

Декларацию по НДС планируется скорректировать

ФНС России подготовила проект приказа, которым предполагается скорректировать порядок заполнения налоговой декларации по НДС в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 463-ФЗ.

В непредусмотрены следующие изменения налогового законодательства с 1 января 2017 года:

  • освобождение от НДС реализации услуг, оказываемых в рамках арбитража (третейского разбирательства) (п. 2 ст. 149 Налогового кодекса);
  • восстановление НДС в случае передачи управляющей компанией, созданной в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ и 100 % акций которой принадлежит РФ, на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам госвласти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) и другие новшества.

Ожидаемый срок вступления документа в силу – декабрь 2017 года.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1117278/#ixzz4kORZJi7g

19 июня 2017